ПОЧЕМУ СТУДЕНТ ПОХОЖ НА СТАРЦА НА ПУТИ К ГАРМОНИИ

.





 В здоровом теле — здоро­вый дух»,— гласит древ­няя мудрость.

Жизнь постоянно убеждает нас в том, что физическое само­чувствие во многом определяет­ся психическим состоянием и наоборот. Отрицательные эмо­ции подавляют творческую ак­тивность, снижают работо­способность. В одном из худо­жественных фильмов диспетчер железной дороги — человек опытный, умеющий четко и гра­мотно руководить графиком движения поездов, находясь на дежурстве, несколько раз разго­варивает по телефону с женой. Суть разговора по-житейски проста: при распределении жилплощади он отказался от квартиры в пользу более нуж­дающегося в этом товарища. Разговор с женой дается диспет­черу трудно, он нервничает, начинает суетиться, не может принять в экстремальной си­туации правильного решения. Происходит авария. Сильный, уверенный в себе человек за полчаса превращается в слабого, безвольного, находящегося в состоянии сильнейшего стресса.

Нo под влиянием сильных раздражителей организм спосо­бен не только пасовать, но и мобилизовывать свои силы. При этом физические возможности человека возрастают чрезвычай­но. Западногерманский специа­лист, доктор медицины Ханнес Линдеман приводит в своей книге «Аутогенная тренировка» весьма наглядный пример такой мобилизации. Во время ремонта тяжелого лимузина молодой человек попал под него и был придавлен. Его родители по-раз­ному прореагировали на проис­ходящее. Отец бросился за дом­кратом, а мать... приподняла ку­зов тяжеленной машины, дав сы­ну возможность освободиться.

Скажем сразу: в происшед­шем нет ничего сверхъестествен­ного. Дело заключается в существовании весьма сложных взаимосвязей между телом и психикой человека, его сознани­ем. Центральная нервная систе­ма и опорно-двигательный аппа­рат в своей деятельности связа­ны десятками незримых нитей, которые делают взаимозависи­мыми наши нервные импульсы, мысли, эмоции и движения. Про- приорецепторы — специфиче­ские нервные клетки, находящи­еся в скелетной мускулатуре, при мышечных сокращениях посы­лают в мозг стимулирующие импульсы. Роль этих импульсов чрезвычайно важна. Во-первых, они сообщают мозгу о совер­шаемых движениях, во-вторых, повышают общий тонус коры головного мозга и, как бы заря­жая энергией, увеличивают его работоспособность. Таким об­разом, чем больше движений совершает человек, тем больше энергии получает его мозг, ор­ганизм. (Кстати, именно поэто­му врачи советуют делать по утрам зарядку: она тонизирует весь организм, ускоряет также и психические процессы.)

Я — преподаватель, и мне часто приходится присутство­вать на соревнованиях по крос­совому бегу, в которых участву­ют студенты. О, это довольно жалкое зрелище! Молодые люди в расцвете лет и сил выглядят чуть ли не древними старцами. Изможденный вид, страдаль­ческое лицо, тяжелое дыхание, а то и стоны — вот типичный портрет студента на дистанции. Редко у кого заметишь улыбку, азарт, вдохновение: они «терпят» нагрузку, не вкладывая в дви­жение работу мысли и сердца. Поэтому-то очень часто наблю­даешь в группах здоровья, в спортивных секциях, как физи­ческие упражнения превращают­ся в некий механический обряд, который выполняют потому, что тренер так велел, потому, что врач прописал, а вовсе не от того, что они приносят ра­дость, удовлетворение, наслаж­дение. Бездуховность физиче­ских упражнений становится горестной приметой времени. Вот та болезнь, с которой нужно » бороться самым решительным образом! Ее симптомы — отсут­ствие мысли и чувств, скука и равнодушие.