Уроки китайской гимнастики ( вып. 1) М. М. Богачихин

«Важнейшие требования при обучении ушу — терпимость...




 

«Важнейшие требования при обучении ушу — терпимость, постепенность, последова­тельность, уважение тради­ций,— с доброй улыбкой рас­сказывал один из руководи­телей Пекинской академии художеств Лю Чжаньцзян.— Ушу — это вид физической культуры, исторически сложив­шийся в Китае на основе тру­довой и военной деятельности... Я причисляю себя к 15 миллио­нам китайцев, преданных ци­гуну — самостоятельной под­системе ушу. Цигун близок к гипнозу, аутотренингу, пси- хорегулирующей тренировке. Я, например, занимаюсь цигу­ном ежедневно с 23 часов до часа ночи. Подчеркиваю, ежед­невно».

Все, что мне удалось увидеть в Китае за несколько дней на массовых занятиях ушу и цигу­ном, восхищало. Однако я не мо­гу полностью присоединиться к тем, кто у нас лихо утверждает: «Ушу — гимнастика, доступная всем!» Ничего подобного. Она доступна далеко не всем, и нель­зя к ней относиться легкомы­сленно, порой

впопыхах препод­нося людям эту древнейшую систему...

Среди китайцев не встретишь специалиста, который бы сказал, что он в совершенстве владеет многоликой ушу. Изучением и развитием этой системы на ее родине занимаются многочис­ленные организации и среди них — Всекитайская ассоциа­ция ушу, Академия ушу при Госкомспорте КНР, факультет ушу Пекинского государствен­ного университета физкультуры, ассоциация ушу Академии наук КНР, тысячи секций ушу при школах и институтах. В Ки­тае издается около пятидесяти газет и журналов, посвященных ушу!..

Б. Федосов

Из статьи «Разгадки загадок ушу»

Пекин — Москва, апрель 1989 года

• * •

Выпуском этой брошюры издательство начинает публика­цию цикла под общим названием «Уроки китайской гимнастики».

Настоящая брошюра — ввод­ная и содержит в основном об­щие сведения; это то, что назы­вается «началом знакомства». Последующие выпуски будут содержать главным образом практические рекомендации, ме­тодики занятий различными видами традиционных китайских гимнастик.

При подготовке материалов о традиционных китайских гимнастиках редакция столкну­лась с тем, что. пожалуй, назвать одним из

правил ушу. В нашей стране сейчас су­ществует множество школ групп, придерживающихся раз­личных взглядов на квоте вопросы по поводу ушу и веду­щих между собой ожесточенные споры (причем порой в не совсем «парламентских» выражениях). Впрочем, подобная полемика имеет место во многих странах, в том числе и в Китае. Однако там она не препятствует внед­рению ушу в широкую физкуль­турно-оздоровительную прак­тику.

Спорить ведь можно беско­нечно долго. Например, о том, сколько веков истории насчиты­вает та или иная система. О том, созданы ли эти системы мифи­ческими «учителями» или посвя­щены им безвестными создате­лями. О том, как пришел леген­дарный Бодхидхарма в Ин­дию — «с юга» (т. е., очевидно, через Индокитай) или «с запа­да» (через Среднюю и Цент­ральную Азию). О том, были ли физические упражненияя для монахов формой блаженстсвен­ной

Небу н Земле, соз­давшей Человека, или просто служили для укрепления тела и духа, без чего не выдержать сверхдолгих молитвенных 6аеяй_ Но давно пора.

Первым в цикиг «Уран ки­тайской гимнастики» слово предоставляется одному из са­мых давних у нас энтузиастов ушу М. М. Богачихину. Его оппоненты-рецензенты не во всем с ним согласны (это ка­сается прежде всего истории вопроса и последовательности изложения; по методике заме­чаний нет). Ну что ж, пусть, как говорится, «расскажут луч­ше» — им тоже будет дана воз­можность выступить в «Уроках китайской гимнастики».

В целом же нет сомнения, что цикл изданий, посвященный традиционным восточным гим­настикам, послужит важному делу пропаганды здорового образа жизни.

 

 Со всех концов света волна­ми накатываются на нас модные увлечения. Каратэ и йога, атле­тическая и ритмическая гим­настики, фристайл и брейкданс. Сейчас, видно, пришло, наконец, время китайских гимнастик. По­стараемся популярно рассказать о них, не перегружая текст ки­тайскими терминами.

Начнем с самого общего: что такое китайские гимнастики? Как и многие термины, этот термин условен. С гимнастиками классической спортивной или античной общего у китайских гимнастик мало, в первую оче­редь потому, что европейские гимнастики тренируют главным образом тело (хотя параллельно спорт воспитывает волю и упор­ство, смелость и великодушие), а китайские этим далеко не огра­ничиваются. Ведь человек,> счи­тают на Востоке, это многоуров­невая система, где тело — ее низший уровень. Поэтому во­сточные гимнастики во многом сложнее, чем западные. Не­сколько слов о том, что же они тренируют.

Тело: костно-мышечную сис­тему, внутренние органы — по- разному в разных гимнастиках для разных целей.

«Жизненные энергии»: уме­ние управлять ими — концент­рировать и перемещать внутри себя, осуществлять энергети­ческий обмен с внешней средой.

Психику: владение собой и умение вводить себя в нужные психические состояния.

Сознание: умение концент­рировать его на частях тела, на поставленных задачах и, наоборот, «расслаблять» до пол­ной отрешенности от каких- либо мыслей.

Восточные гимнастики по­могают совершенствовать и мо­ральные качества, ибо при не­правильном нравственном воспи­тании, как подчеркивают все восточные (да и не только во­сточные) учения, прочие виды тренинга могут вместо пользы принести вред.

В целом же, по большому счету, китайская гимнастика — школа жизни, которая учит жить в гармонии с законами мироздания.

Прежде чем начать рассказ о сути китайских гимнастик и о том оздоровительном эффекте, который они дают, необходимо разобраться в терминах и стоя­щих за ними понятиях. Начнем с ушу.

Это слово означает в пере­воде «воинское искусство» или «воинская техника» и может включать борьбу и кулачный бой, фехтование на мечах, пи­ках, палках и прочих предметах; стрельбу из лука и пр.

Небольшое отступление. Предшественник наиболее рас­пространенных разновидностей ушу (тех, где не применяется оружие) назывался цюаньфа, что означает «способы кулач­ного боя». Он развивался глав­ным образом в той среде, пред­ставителям которой не полага­лось иметь оружие,— в мона­стырях, среди крестьянства. К настоящему времени термин «цюань», можно сказать, почти утратил свой первоначальный смысл, и под ним подразу­мевают совсем не «кулак», не «действие кулаком», а просто гимнастику определенной сис­темы, или школы.

Гимнастики ушу подраз­деляют на «внешние» и «внут­ренние». Считается, что «внеш­ние» тренированное тело, «внут­ренние» — виду, сознание (вообще» для гимнастик используют ■ психофвзическую тренировку). Но нередко, говоря «ушу», подразумевают именно «внешние» шкалы.

Многие термины, использу­емые в китайских гимнастиках, пришли к нам через европейские языки. Зачастую, не зная правил транскрибирования китайских слов на этих языках, некоторые пропагандисты ушу в нашей стране засоряют литературу раз­личными искажениями китай­ских слов типа «конг-фу» (вме­сто «гунфу») и пр. Укоренив­шийся на Западе термин «гун­фу» употребляется там как сино­ним «ушу». Так, название изданного в Китае «Словаря терминов ушу» на английский переведено как «Словарь тер­минов гунфу».

Фактически же термин «гун­фу» имеет более широкое значение, чем термин «ушу» в современном толковании.

Гунфу означает «мастер, мас­терство; становиться мастером», а также «подвижничество», «работа над собой». Многие виды гимнастик, не связанные непо­средственно с «воинскими искус­ствами», называются не «цюань» или «чжан», а «гун» — «работа», «действие», «подвиг». Этот слог входит и в термин «цигун».

Термин «цигун», как и «ушу», в старину почти не использовав­шийся, дословно означает «ра­бота с жизненной энергией». Как и многие названия, он не охватывает всего многообразия методов, относящихся к данной системе,— ведь в новейшее вре­мя это слово стало служить для обозначения почти всех китай­ских систем психологического регулирования.

Что же это за «жизненная энергия», неизвестная науке,—

«ци» по-китайски, «ки» по-япои­ски, «прана» на санскрите? Всех это интересует, в том числе и китайцев. Дело в том, что любой восточной традиционной медицине присущи представ­ления о неких энергиях, цирку­лирующих (ибо застой — бо­лезнь и смерть) в теле по опре­деленным каналам и вне их; они даже способны выходить из тела и попадать в него извне. Мы легко отличаем энергичного человека от пассивного и свя­зываем эти различия с их жиз­ненным тонусом (понятие, до­статочно близкое к восточной «жизненной энергии»). Управ­ление тонусом отдельных частей тела (в том числе и внутренних органов, и прежде всего так на­зываемых «энергетических цент­ров») или организма в целом и является задачей практики ци­гуна.

Действия экстрасенса для китайца — тоже цигун. Но если экстрасенсорные воздействия современная наука сейчас пы­тается как-то объяснить (а это означает, что и цигун в какой-то степени объясним), то так назы­ваемые особые функции (тэи гуннэн) — смысл манипуля­ций, осуществляемых мастером, объяснить в рамках наших со­временных знаний пока не уда­ется. В качестве информации для размышления над этими явлениями напомним о разбива­нии стопок кирпичей ладонью, о раскалывании бетонных плит, о лечении «биополем». Последнее в современном Китае назы­вают полем человеческого тела (жэньтичан), а сам метод — информационной цигунтерапией,

поскольку, как полагают, энергия, излучающаяся из рук лечащего (мастера цигуна), несет определенную информа­цию, воспринимаемую орга­низмом больного.Кстати, биологически актив­ные точки (БАТ) и «энергетиче­ские каналы» в теле были откры­ты в древности мастерами цигу­на, занимавшимися медитацией (концентрация внимания на внутреннем при полном отклю­чении внимания от всего внеш­него). Такая медитация — осно­ва статического (то есть не со­провождающегося движениями) цигуна. Однако наблюдение «внутренним взором» за состоя­ниями и процессами внутри те­ла — только первая ступень. Дальше — освоение управления состояниями организма и проте­кающими в нем процессами. Ясно, что хотя цигун — не «воинское искусство», без не­го (с его способами психо- и энерготренинга) выдающихся успехов в ушу не достигнешь. Поэтому управление энергией ци — основа обучения почти в любой школе ушу. Правда, пе­реходят к этому далеко не сра­зу, а методы относятся к тайным, передаваемым только посвящен­ным. И все же в выходящих на Западе, особенно в последнее десятилетие, десятках книг на эту тему иногда можно встре­тить достаточно адекватное, хотя и очень несовершенное и неполное описание отдельных методик цигуна.

Кроме статического цигуна есть еще динамический, со­провождающийся различными движениями Цигун также подразделяют на жесткий, боевой (шаолинь- ский, на базе которого и осуще­ствляют разнообразные феноме­ны) и мягкий, оздоровительный. Впрочем, четкую границу здесь провести трудно...Но мы, пожалуй, несколько увлеклись этой удивительной системой. Вернемся к ней позже, а теперь перейдем к некоторым основам.