НАУКА ДРЕВНЯЯ И СОВРЕМЕННАЯ

Лишь в нашем столетии наука подошла к пониманию связей живого организма...




Лишь в нашем столетии наука подошла к пониманию связей живого организма с циклами планетарных и кос­мических процессов. Одно из свидетельств нового подхода к природным явлениям — тео­рия биоритмов и многочислен­ные научные гипотезы на этот счет. Но об изменении сос­тояния организма и характера жизнедеятельности в зависи­мости от года, сезона, суток знали еще в средневековом Китае. Например, известно, что пик функций меридиана легких приходится на 3—5 ча­сов утра, затем «пневма пере­текает» в меридиан толстой кишки, время активности ко­торого — 5-7 часов, далее — в меридиан желудка и последо­вательно в меридианы селе­зенки, почек, перикарда, «трех обогревателей», желчного пу­зыря, печени с двухчасовыми периодами активности каждо­го из них. Через 12 часов по­сле пика функций того или иного меридиана наступает их максимальный суточный спад. Эти наблюдения подтвержда­ются современными данными. Изменения характера функ­циональной активности орга­низма в теории китайской ме­дицины определяются с точ­ностью до получаса.

На суточные циклические закономерности теория китай­ской медицины проецирует се­зонные, на них — годовые и т. д. Болезнь, по образному оп­ределению П. Будона, рас­сматривается как рассогласо­вание хода «разномасштабных часов», определяющих тече­ние дневных, сезонных, годо­вых и иных периодов челове­ческой жизни. Соответствен­но, лечение — синхронизация хода этих «часов».

Связи временных клима­тических циклов с изменением состояния природной среды и характером процессов, проте­кающих в организме, устанав­ливает традиционная китайс­кая теория у юнь лю ци («пять трансформаций — шесть ви­дов пневмы»). Она опирается на более широкую теоретичес­кую систему — «учение о сим­волах и числах» (сян шу чжи сюэ), или нумерологию. Эта система, как обоснованно по­лагает доктор философских наук А. И. Кобзев, лежит в основе методологии всей китайской классической фи­лософии и науки.

Китайскую нумерологию можно назвать учением о со­отношении и взаимодействии ритмов, отражающих природ­ные и космические закономер­ности, и о способах выраже­ния этих закономерностей. Нумерологические схемы и методики расчетов широко ис­пользовались в различных об­ластях китайской науки. В том числе в медицине и цигуне. Все они восходят к одному источнику — классической «Книге перемен» — «И цзину» (IX—VII вв. до н. э.).

Большинство исследовате­лей сходятся в том, что в этом памятнике своеобразно зако­дированы результаты дли­тельного культурного опыта, астрономических, медицинс­ких и иных наблюдений. На основе графических схем и текста «И цзина» на протяже­нии более двух тысяч лет и создавались нумерологичес­кие методики расчетов, много­численные научные труды.

Базовые графические ком­бинации «И цзина» — восемь триграмм. Они представляют собой сочетание трех черт двух видов: сплошной, со­ответствующей силе ян, и пре­рванной, обозначающей силу инь. Триграммы трактовались как живые «образы» первоос­нов мироздания, а 64 гексаг­раммы, конструкции из шести черт,— как реальные ситуа­ции, определяемые взаимо­действием этих первооснов. Входящий в название «И цзи­на» иероглиф «и» — «переме­ны» — обозначил главную идею этого памятника: о всеоб­щей изменчивости и постоян­ном движении проявлений Дао. Каждой триграмме и гексаг­рамме соответствуют комп­лексы образов и понятий, от­носящихся к пространству, времени, природным явлени­ям, органам тела и т. д., прак­тически ко всем мыслимым в древнем и средневековом Китае аспектам бытия.

Триграммы в разных слу­чаях по определенным прави­лам располагаются в линию, квадратом (символ Земли) или по кругу (символ Неба), гек­саграммы — обычно квадра­том (рис. 16) либо по кругу. Самое распространенное рас­положение триграмм в после­довательности, приписывае­мой легендарному основателю китайской цивилизации Фуси, в круговом варианте соотнесе­но со сторонами света (пере­вернутой розой ветров — юг вверху) и представляет собой элементарную схему идеаль­но правильного — «преждене- бесного» — порядка развития космоса . И, как мы помним, человеческого орга­низма. Другой из двух наибо­лее распространенных поряд­ков, приписываемый основате­лю династии Чжоу (XI в. до н. э.) Вэнь-вану, подразуме­вает сложное «посленебесное» развитие мировых процессов. Он уже не отли­чается идеальной симметрич­ностью и регулярностью пере­хода одной триграммы в дру­гую, его принципы во многом загадочны. Порядки триграмм и гексаграмм Вэнь-вана также широко применяются в нуме­рологических расчетах, в том числе в медицине. Наряду с триграммами и гексаграммами «образы» мироздания выра­жаются геометрическими фи­гурами. Поскольку с ними кор­респондируют определенные комплексы предметов, вещей, явлений, ощущений и т. п., а сами «образы» поставлены в сложную систему пространст­венных отношений друг с дру­гом, с их помощью можно вы­ражать любые ситуации, про­цессы и явления. «Образам» соответствуют и, как считает­ся, выражают их числовые комбинации. Например, триг­раммы Цянь (небо) и Кунь (Земля) выражаются соответ­ственно числами 9 и 6. Эти же числа соответствуют кругу и квадрату, а также гексаграм­мам, которые могут рассматри­ваться как удвоения триграмм

Цянь и Кунь и одноимен- ны с ними. В цифровые ком­бинации входят числовые обо­значения (номера) триграмм и гексаграмм в разных поряд­ках, номера черт, номера их позиций и т. п.

Связать пространственный аспект нумерологических рас­четов с «четвертым измерени­ем» — временем — помогают наборы циклических знаков — иероглифов, применяющихся преимущественно в традици­онной системе счисления вре­мени.

На комбинации сочетаний триграмм и гексаграмм, гео­метрических фигур с их чис­ловыми эквивалентами и цик­лических знаков накладывает­ся универсальная классифи­кационная схема «пяти эле­ментов» (или «стихий»). «Эле­менты» — «вода», «огонь», «металл», «дерево», «почва» — в китайской традиции не мате­риальные субстанции, как в древнегреческой философии, а определенные классифика­ционные позиции. Связи меж­ду ними определяют главным образом направление и после­довательность развития ка­ких-либо процессов. Из 20 стандартных порядков «пяти элементов» в медицине обыч­но применяются два: «взаи­мопорождение» («дерево» — «огонь» — «почва» — «металл» «вода», потом «дерево» и т. д.) и «взаимопреодо­ление» («почва» — «дерево» — «металл» — «огонь» — «во­да»...). Центральным «элемен­том», объединяющим все ос­тальные, являете я «почва».

Данные порядки преобра­зуются друг в друга посредст­вом смены позиций «элемен­тов» через одну. Графически это обычно обозначается пра­вильным пятиугольником (или кругом) и вписанной в него пентаграммой . «Эле­менты» тоже соотносятся с конкретными образами и по­нятиями. Таблица основных коррелятов «пяти элементов» здесь дается с сокращениями, оставлены только те позиции, которые имеют прямое отно­шение к психике и жизнедея­тельности человека. К этой таблице нам еще придется вернуться, когда речь пойдет об упражнениях цигуна и мето­дических рекомендациях. И в таком урезанном виде она по­казывает богатство возмож­ных связей и соотношений в нумерологических расчетах, в которых применяется эта таб­лица.

В нумерологии применяют­ся и математические опера­ции. Великий философ и мате­матик XVIII в. Лейбниц да­же усмотрел в «Книге пере­мен» изложение двоичной сис­темы счисления.

Основания для этого дает порядок триграмм по Фуси. В нем последовательность сме­ны черт триграмм следует той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в двоич­ной арифметике. То же прису­ще и порядку гекешрамм Фуси. Но арифметические и вообще устойчивые математические закономерности, которые можно было бы выразить ли­нейными уравнениями, плохо прослеживаются в других стандартных порядках триг­рамм и гексаграмм. Так что математика в нумерологичес­ких расчетах — не самое глав­ное. Вместе с тем они бывают

 

Таблица основных коррелятов «пяти элементов»

«Элемент»

дерево

огонь

почва

металл

вода

Время года

весна

лето

долгое лето

осень

зима

Процесс

рождение

рост

зрелость

старость

смерть

развития

 

 

 

 

 

Сторона

Восток

Юг

Центр

Запад

Север

света

 

 

 

 

 

Климатиче­

 

 

 

 

 

ский фактор

ветер

жара

влага

сухость

холод

Цвет

зеленый (голубой)

красный

желтый

белый

черный

Вкус

кислый

горький

сладкий

острый

соленый

Запах

зловонный, прогорклый

острый, запах па­леного

душистый (приятный)

пресный

(запах

мяса)

затхлый, гнилостный

Эмоция

гнев

радость

озабочен­ность

грусть

страх

я

Злак

пшеница

просо

рожь

рис

бобы

Мясо

курятина

баранина говядина

конина

свинина

Органы инь

печень

сердце

селезенка

легкие

почки

Органы ян

желчный

тонкая

желудок

/олстая

мочевой

 

пузырь

кишка

 

кишка

пузырь

Тканн

мышцы и сухожилия

кровенос­ные со­суды

клетчатка

кожа

кости

Органы

глаза

язык

ротовая

нос

уши

чувств

 

 

полость

 

 

Чувства

зрение

речь

вкус

обоняние

слух

Выделения

слезы

пот

слюна

слизь

моча

Звуки, изда­

крик

смех

пение

плач

тяжелые

ваемые чело­

 

 

 

 

вздохи

веком

 

 

 

 

 

Темперамент

склонность

быстрая

склон­

склон­

боязливость,

 

к депрессии

смена

ность к

ность к

склонность

 

 

эмоции

навязчи­вым состо­яниям

тоске

к тревоге

 

удивительно точны и эффек­тивны особенно в медицине.

Органы, меридианы, аку- пунктурные точки, части тела и их комбинации по опреде­ленным принципам соотносят­ся с триграммами и гексаг­раммами, различными их по­рядками, циклическими знака­ми, числовыми наборами, «эле­ментами», отрезками времени и т. п. Сложная система со­ответствий, универсальные классификационные схемы и алгоритмы перевода одних структур в другие позволяют формулировать правила диаг­ностики и лечения с учетом временных и климатических факторов. Например, нахо­дить акупунктурные точки, на которые следует воздейство­вать при лечении данного за­болевания в определенное вре­мя суток, в определенный се­зон, выбирать способ такого воздействия и многое дру­гое.

Варианты использования графических схем в различ­ных системах китайских «гим­настик» могут быть крайне разнообразны. Но большинст­во таких схем создано уже в нашем столетии. Будучи не­редко весьма примитивным, они очерчивают лишь общий абрис психического и физичес­кого действия. Графические конструкции и нарочито упро­щенные пояснения к ним, по­мимо выполнения «установоч­ной» функции, играют роль своего рода мнемонических формул «для запоминания». Их применение облегчает ус­воение начинающими базовых принципов того или иного сти­ля либо методики. Однако многие наши энтузиасты цигу­на и ушу ищут в них некие «энергетические» откровения, универсальные ключи к свое­му телу и психике. В совре­менной лечебно-оздорови- тельной практике чаще ис­пользуется таблица соответст­вий и схемы взаимодействия пяти «элементов», приведен­ные выше. Они помогают объ­яснить занимающемуся об­щую логику выполнения уп­ражнений, особенности необ­ходимого режима питания, поведения, распорядка дня.

Структуры и принципы расчетов, восходящие к «И цзину», изучаются прежде всего китаеведами и медика­ми. Но к ним проявляют вни­мание прежде всего предста­вители естественных и точных наук, математики, програм­мисты. Некоторые исследова­тели считают, что формаль­ный аппарат нумерологиче­ских схем удобен для построе­ния компьютерных моделей, поэтому подобные способы организации информации имеют большое будущее.

Не менее интересны для современной науки и тради­ционные китайские представ­ления о структуре и законо­мерностях космоса. Напри­мер, специалист по математи­ческой физике член-коррес­пондент АН СССР С. П. Курдюмов усматривает в них ана­логии с возможными путями решения фундаментальных проблем, вставших перед сов­ременной математической фи­зикой. Среди них такие, как проблема соотношения хаоса и порядка, самоорганизации сложных систем, логики нели­нейных процессов в сложных системах (т. е. принципиаль­но не поддающихся описанию * линейных уравнениях, пред­усматривающих ограничен - ный набор решений) и т. п.

Любопытен и тот факт, что с позиции представлений тра­диционной китайской нау­ки легко истолковываются многие так называемые пара­нормальные явления* Напои- мер, дисташцюнное воздейст­вие на организм без примене­ния технических средств и экстрасенсорное — «сверхчув­ственное» восприятие. Р Ки­тае официально принято и ма­ло кого удивляет название способов диагностики и лече­ния, основанных на этих фе­номенах — «информационная цигун-терапия». В традицион­ных понятиях она толкуется как восприятие исходящих от тела больного «пневменных» * излучений, «поля человеческо­го тела» (жэньтичан), воздей­ствие на него «внешней пнев- мок», исходящей из рук экст­расенса — мастера цигуна, — и «изначальной ци», получа­емой из космоса. У нас этот феномен известен как «бес­контактный массаж». Приемы же «бесконтактного самомас­сажа» присушки буквально всем упражнениям цигуна, выполняемым в движении, другие исследователи ут­верждают, что «биалм'ические поля» имеют особую природу, во многом специфичную у экстрасенсов. Для обоснова­ния этого предложения прив­лекаются гипотезы о неиз­вестных науке формах су­ществования материи, полей и энергий, способах передачи и получения информации.

Другой феномен, все еще остающийся во многом зага­дочным,— разбивание голой рукой или ногой предметов, неизмеримо более та %*рдых, чем ткани человеческого тела. Отсутствие боли и необычай­ное напряжение мышц в этот моменг уже не загадка. Их объясняют разновидностью каталептического состояния — такой формы связи между различна дои структурами моз­га, которая обеспечивает «зас­тывание» мышц и отсутствие чувствительности.

Но почему не повреждают­ся ткани тела при ударе — все еще не ясно. Традиционная китайская наука объясняет это ^выбросом» жесткого по­тока ци и изменением свойств тканей в результате транс­формаций ци. Современные ученые высказывают подчас взаимоисключающие мнения на этот счет.

Природа этих и иных за­гадочных феноменов часто связывается с неизвестными еще свойствами психической деятельности. Для их объ­яснения привлекаются смелые гипотезы, иной раз посягаю­щие на основы общепринятых научных доктрин. Ведется и и активная экспериментаторс­кая работа. Более подробно с этой тематикой читатель мо­жет познакомиться в книге доктора психологических наук S. Н. Пушкина и доктора био­логических наук А. П. Дуброва «Парапсихология и современ­ное естествознание» (М., «СОВАМ ИН КО», 1990).

Харак тер «информацион­но-полевых» лзанмодеисгвий, видимо, не очень скоро бу­дет вполне удовлетворительно интерпретирован современной наукой, привыкшей расклады­вать любое явление по полоч­кам автономных механизмов и связей между ними. Некото­рые ученые склоняются к вы­воду, что для объяснения по­добных явлений и подлинного овладения ими потребуется коренная перестройка систе­мы научного мышления. Они полагают, что пока в нем, нес­мотря на появление и разви­тие теории относительности и квантовой физики, по-преж- нему господствуют принципы ньютоновой «физики бил­лиардных шаров», по выраже­нию Дж. Нидэыа, известного американского китаеведа и ис­торика науки, т. е. жесткий ме­ханицизм. В этой связи предс­тавляет не праздный интерес теория Нидэма о возникнове­нии «экуменической» (т. е. «всеобщей»), «целиком орга- низмической» науки будуще­го, в которой «сольются этни­ческие характеристики» всех научных традиций.