Позиции различных частей тела

Внешняя форма тайцзицюань непосредственно связана с внутренним...




 

Внешняя форма тайцзицюань непосредственно связана с внутренним содержанием, иск­ренностью и чистотой помыслов занимающегося, как говорили в даосизме, «чистым, светлым и опустошенным сознанием». Пра­вильность и четкость внешней формы позволяла достичь гар­монии внутреннего состояния, а «утонченный дух» стимулировал внешнее движение. «Внешнее и внутреннее объединены цир­куляцией единого ци»,— отме­чал мастер Чэнь Юй. Поэтому, описывая ниже требования к различным частям тела, мы будем говорить не столько об их положении в пространстве, сколько о способах воплотить ключевые принципы тайцзицю­ань через движение.

ГОЛОВА

По традиционным даосским представлениям, голова явля­лась местом соединения не­скольких сот каналов, по кото­рым циркулировало ци в орга­низме человека. Не случайно акупунктурная точка на ма­кушке зовется точкой «ста встреч» — байхуэй. Это как бы верхний полюс человека, через который он контактирует с Не­бесным ян-ци. Поэтому голова должна быть как бы «привязана» ниткой к небу, не наклоняться ни влево, ни вправо, ни вперед, ни назад. В противном случае наклон головы может создать так называемую «заставу» — некую преграду, через которую не пройдет ток ци. В данном случае преграда создается в точке юйчжэнь — «нефритовая подушка» — у основания чере­па. Это приводит к тому, что после занятий может заболеть голова, начаться легкое голово­кружение, тошнота и повыситься давление.

Глаза во время выполнения движений должны следить за руками, взгляд — спокойный и расслабленный. Его характер от­ражает состояние духа занимаю­щегося, поэтому, если взгляд бе­спокоен и не может плавно пере­ходить с одной конечности на другую, «прыгает» по различным точкам в пространстве, это сви­детельствует о полной дисгар­монии внутренних принципов, и весь комплекс, выполненный да­же с идеальной чистотой движе­ния, сводится на нет. Веки чуть прикрыты. В тех случаях, когда взгляд направлен не на руки, а в пространство, он не должен фиксироваться ни на одном кон­кретном предмете, а смотреть сквозь преграды, будто они про­зрачные. Взгляд есть также вы­разитель воли — и — человека, поэтому туда, куда направлен взгляд, направляется и воля. Не случайно одна из мыслей тайцзицюань гласит «Посмотрел на руку — и она обрела волю, посмотрел вокруг — и все вещи одухотворились».

«Уши слушают тело». Это означает, что выполняющего не могут отвлечь от комплекса ни­какие звуки, ибо он сконцентри­рован на постижении внутренней реальности тайцзи. Одно из да­осских божеств — богиня мило­сердия Гуанинь нередко изобра­жалась с ушами, повернутыми внутрь, что и было символом глубокой медитации, в состоя­нии которой и проходила жизнь «истинного человека».

Подбородок следует немного втянуть внутрь таким образом, чтобы макушка головы, шея, позвоночник находились на од­ной линии. Не следует плотно сжимать губы. Язык касается верхнего неба.

ПЛЕЧИ И ЛОКТИ

Основная ошибка, которую допускают начинающие, это подъем плеч. В начальных пози­циях сохранять плечи опущен­ными несложно, но стоит сде­лать толчок рукой или движение «одиночная плеть», плечо подни­мается почти к подбородку и тем самым нарушается пластика и эстетика комплекса. Меняется также тип дыхания, оно стано­вится поверхностным. Плечи должны быть опущены, ибо это один из показателей здорового дыхания.

Плечевые суставы задают движение всей руке, направляя движение локтей и кистей, поэ­тому их объединяет общий принцип «опустить плечи и све­сти локти». Локти при любых движениях направлены внутрь, что исключает поднимание плеч. Рука никогда не распрямля­ется в локте до конца, и, даже когда вытягивается вперед, сох­раняется небольшой сгиб в лок­те: «казалось бы, распрямлена, но не распрямлена, казалось бы, вытянута, но не вытянута». Так реализуется на практике прин­цип избегания крайностей и сле­дования Пути срединной гар­монии.

Локти не должны прижи­маться к ребрам. В традицион­ном Китае этот принцип отра­батывался следующим образом: под мышки помещались сырые куриные яйца, и весь комплекс выполнялся с ними, так чтобы ни одно яйцо не оказалось раз­давленным. Начинающие обычно нарушают этот принцип при вы­полнении движения «играть на пипа», прижимая правую руку к ребрам.

Итак, необходимо опустить плечи, а локти держать всегда направленными вниз.

ЗАПЯСТЬЯ

Лучезапястный сустав — это один из наиболее подвижных суставов человеческого тела. За счет подвижности этого сустава производятся основные движения в комплексах туй- шоу — «толкающие руки». За­пястья не следует сильно напря­гать, иначе ци не будет поступать в пальцы рук, а руки будут холодными. Самая большая ошибка — это так называемая жесткая, или закрепощенная, кисть, когда она не подрабаты­вает по плавной круговой траек­тории во время движения. В то же время кисть не должна быть излишне расслаблена и висеть как плеть. Именно движение кисти — упругое и плавное — вызывает «внутреннее усилие» ладони. Запястья должны быть очень чувствительны во время выполнения комплекса туйшоу, так как именно они обеспечи­вают контакт руки с рукой парт­нера, так называемый ташоу. Движение запястья подводит ци к ладони — важнейший этап циркуляции ци в теле человека.

кисть

Тайцзицюань богат движе­ниями рук и включает три основ­ных положения кисти: кулак (цюань), ладонь (чжан) и крюк (гоу). Большинство дви­жений производится ладонью, поэтому толчки, отбивы преобла­дают над ударами.

Выполняя движения ла­донью, нельзя с силой расстав­лять или, наоборот, сжимать пальцы. Центр ладони немного втянут, место между большим и указательным пальцами (ху- коу — «пасть тигра») округле­но. Во время толчка вперед центр ладони немного выходит вперед, выбрасывая силу, что соответ­ствует «полной» фазе движения. Когда рука идет обратно, сги­баясь в локте, то и центр ладо­ни втягивается — «пустая» фа­за. Толчок ладонью — это за­вершение движения всего тела, поэтому кисть движется вместе с ногами и поясницей, не опере­жая их. Цзинь должно напол­нять всю ладонь. Например, вы­полняя «одиночную плеть», ла­донь вращается наружу, ци про­ходит по пальцам — от мизинца до большого. Этому способ­ствует и взгляд, направленный на руку. В стилях Ян и У смот­рят на указательный и большой пальцы, в стиле Чэнь — на сред­ний.

Движения кончиков пальцев рук координируются с пальцами ног, при этом выполняется так называемое правило «трех кон­чиков» — кончики носа, пальцев рук и ног должны образовывать прямой или почти прямой угол при толчке ладонью.

При движениях кулаком — ударах, отводах — кулак силь­но не сжимается, но при этом в нем должно сохраняться ощу­щение концентрации ци. Тыль­ная сторона кулака располага­ется на одной линии с пред­плечьем, в противном случае при ударе можно повредить за­пястье.

В тайцзицюань всего пять разновидностей движений кула­ком, и все они входят в комп­лекс 48 форм. При вращении кулака усилие — цзинь — также пробегает по пальцам, как и при вращении ладонью.

Положение кисти, когда паль­цы собраны вместе при согну­том внутрь запястье, называется крюком. В стилях Сунь и У тако­го положения кисти нет; в сти­лях Чэнь и У — мизинец ка­сается нижней части ладони, кончики большого и указатель­ного пальцев соприкасаются; в стиле Чэнь — сгиб запястья больше, в стиле У — меньше. В школе Ян при таком положении кисти пальцы сложены в ще­поть и направлены вниз, что называется «висящей рукой» (дяошоу). В традиционном тайцзицюань «крюком» произ­водились захваты и блоки.

ГРУДЬ

Состояние грудной клетки в тайцзицюань обусловлено брю­шным типом дыхания. Грудь не­много втягивается, а спина ок­ругляется. Термин «хань», кото­рым обозначается втянутое по­ложение груди, так же соответ­ствует закрытию цветка на зака­те — естественному и нена­пряженному. Нередкая ошибка заключается в попытке искус­ственно втянуть грудь, а это рез­ко затрудняет дыхание.

Такое положение груди оста­ется постоянным в течение всего комплекса. Однако грудь не мо­жет оставаться неподвижной, так как корпус поворачивается то влево, то вправо, и не может быть подобна доске. Поэтому, сохраняя грудь ровной, не за­крепощайте ее. Через грудь про­ходит усилие в руки. Мастер Ли Еюй писал: «Грудь поворачи­вайте вместе с руками». Помните это несложное правило, иначе тело начнет неестественно перекручиваться. Начинающие также должны избегать «спины верблюда» — стараясь втянуть грудь, они неестественно гор­бятся.

СПИНА

Спина немного согнута и рас­слаблена. Тем самым позвоноч­ный столб приводится в есте­ственное положение. Спина вме­сте с грудью передает усилие от поясницы в верхние конечности. Лишь правильное положение спины дает свободный ток. Если после занятий вы чувствуете усталость или ломоту в спине, значит, вы не соблюдаете выше­приведенных требований.

Живот

Живот немного подается вперед и полностью расслабля­ется, спина при этом сохраняет­ся прямой. Живот принимает активное участие в дыхании, двигаясь вперед и назад, это приводит к тому, что «ци бур­лит и колышется».

Такое состояние живота имеет ярко выраженный тера­певтический эффект, массируя внутренние органы.

ПОЯСНИЦА

Поясница — центр вращения всего тела, поэтому говорят, что всякое движение направляется поясницей. Поясницу необхо­димо сохранять прямой и рас­слабленной. Такое положение поддерживает позвоночник и снимает с него компрессию. Из­вестное правило гласит: «Сделай прямой область вэйлюй (в цент­ре крестца) — и дух поднимется в макушку». Вэйлюй — еще од­на потенциальная застава для ци. Во время поворотов корпуса следите за тем, чтобы поясница не выходила ни вправо, ни влево, иначе закупоривается канал даймай, опоясывающий поясни­цу. Это приводит к дисфункции почек, связанных, по традицион­ным представлениям, с общим тонусом организма и долголети­ем человека.

Поясница — своеобразный распределитель импульса, иду­щего от ног. Она направляет ток ци вдоль позвоночника, и при правильном положении поясни­цы и концентрации можно по­чувствовать, как «ци струится вдоль позвоночника, связывая вместе все сочленения тела». «Девять сочленений» тела — ла­дони, запястья, локти, плечи, спина, поясница, бедра, колени, ступни — обретают мягкость и плавность движений лишь тогда, когда центральное сочле­нение — поясница — движется без рывков.

НИЖНИЕ КОНЕЧНОСТИ

Ягодицы необходимо округ­лить, немного поджав анус.

Большое внимание уделяется. тазобедренным суставам, ибо они передают импульс от ног в поясницу. Для развития их под­вижности нужно выполнять спе­циальные упражнения: наклон к ноге, лежащей на горизонталь­ной опоре, к ноге, стоящей пят­кой на земле, вращения тазом и т. д.

Верхняя часть бедер немного поджимается, как бы «втягива­ясь» внутрь. Это позволяет сох­ранять расслабленно-прямое положение спины.

Колени при занятиях всегда немного согнуты. Попробуйте сначала с силой распрямить но­гу, а потом расслабьте ее ровно на столько, чтобы напряжение пропало. В этом случае нога будет «будто бы прямой, но на самом деле согнутой». При пере­ходе в стойках пубу или гунбу начинающим можно не сгибать сильно ноги в коленях, так как это будет мешать общей релак­сации. Сгибайте их так, чтобы в течение всего комплекса не ис­пытывать неудобства. Положе­ние колена тяготеет вовнутрь.

Стопы — одна из наиболее подвижных частей тела в тайц­зицюань, именно с этой точки начинаются все вращения. Стопа всегда движется по дуге, центр вращения — большой палец. Она задает направление дви­жению, а так как движение в тайцзицюань всегда складывает­ся из двух противоположных на­правлений, то говорят: «Хочешь пойти направо, сначала поверни стопы налево». Пальцы ног чуть поджимаются, «захватывая зем­лю». В ряде форм приходится сгибать ногу в голеностопном суставе, направляя кончики пальцев ног вверх. Это движение надо делать без усилия. Движе­ния ступней координируются с движениями кистей — «верх и низ следует друг другу».

В тайцзицюань говорят: «Все тело — одна семья». Традицион­ное китайское мышление не де­лало принципиальных различий между организмом человека и «организмом Вселенной», мно­гие явления даже обозначались одинаковыми терминами. Это не удивительно — ведь все «прони­зано единым ци». Вот это телесно-природное «единство», «целостность» и есть первая ре­альная цель занимающегося тайцзицюань