Квинтессенция школы

Шаолиньский монастырь уже приближался к тридцатой годовщи­не своего основания, когда в его ворота постучал первый патриарх чань...




 

|Шаолиньский монастырь уже приближался к тридцатой годовщи­не своего основания, когда в его ворота постучал первый патриарх чань-буддизма, индийский вероучи­тель Бодхидхарма. Это событие предопределило дальнейшую судьбу Шаолиня как крупнейшего в Китае центра религии и «воинских ис­кусств». Было это, согласно летопи­си, в 527 году новой эры.

Много славных страниц вписали шаолиньские монахи в летопись своей собственной и всей китайской истории. Немало и трагических эпи­зодов выпало на их долю. Взлеты сменялись падениями, времена процветания чередовались с перио­дами запустения, не раз этот «пер­вый монастырь в Поднебесной» по­гибал в пожарах феодальных меж­доусобиц и крестьянских бунтов, но затем вновь возрождался из пепла. Традиции Шаолиня и самобытная школа «воинских искусств», секреты которой передавались здесь из поко­ления в поколение, были непод­властны огню и мечу.

Как гласит легенда, создавая новую школу, Бодхидхарма и его ученики взяли за основу движения, при помощи которых народ издрев­ле укреплял здоровье и поддерживал «спортивную форму». Внимательно изучая повадки диких животных, птиц, рыб и насекомых, они созда­ли систему упражнений, которая помогала монахам сохранять бод­рость и силы для многочасовых молитв и периодов самосозерцания; эта система была применима и для целей самообороны. Позднее, во­брав в себя элементы многих дру­гих разновидностей традиционной гимнастики, шаолиньский стиль отказался от всех лишних движе­ний и стал делать упор не на внеш­нюю красоту и изящество, а на глу­бинную логику и эффективность приемов с ориентацией на требова­ния практического единоборства. Это наложило отпечаток на ос­новные черты, присущие шаолинь- ской школе,— ее отличают стро­гость, лаконичность, жесткость, простота. В комплексах упраж­нений движение совершается обычно вдоль одной прямой. Од­нако это нисколько не сковывает и не мешает свободно выполнять прыжки и развороты, наступать н обороняться. Говорят, что рас­крыть себя до конца мастер спосо­бен, не выходя за пределы «пятач­ка, на котором могла бы улечься корова...» Символ школы — жест­кость, но она всегда сочетается с мягкостью, резкость —с плав­ностью, внешняя ярость — с внут- реним спокойствием. Какой бы молниеносной ни была цепочка приемов, ум остается холодным и рассудительным, а дух — чистым и светлым. Руки, ноги, корпус и гла­за — главные участники дейст­ва — работают в высшей степени согласованно, сопровождая и по­полняя друг друга. В движении они напоминают штормовой океан, но стоит им замереть — и это уже море в полный штиль. В наступа­тельные действия вкладываются элементы обороны, и наоборот — в отступлении возникает начало очередной атаки.

В средневековом Китае Шао- линьская обитель была настоящим университетом «воинских искусств*. Не один год, л зачастую не один десяток лет уходил на то, чтобы постичь их таинства. Это была ммАда, тсгеедижшъ» железных бойцов, способных прео­долеть любые преграды. Далеко не всякий выдерживал напряженные занятия. Слабые бесславно уходили, оставались лишь самые упорные, са­мые несгибаемые. Много воды утекло с тех давних пор. Нет боль­ше напоминающих самобичевание изнурительных тренировок, как и нет потребности в нечеловеческой силе и ловкости, которые в них от­тачивались. На смену реальным схваткам пришли заранее отрабо­танные спарринги и комплексы уп­ражнений, выполняемые одним че­ловеком. И хотя каждой подобный комплекс можно при желании раз­вернуть в яркую театрализованную батальную сцену, древнее искусство сегодня главным образом служит другим целям — здоровью людей и эстетическому наслаждению.

...Принц Сиддхартха Гаутама был готов, наконец, прервать мучи­тельную цепь перерождений. Он познДл истину. Но прежде чем ус­нуть навеки под огромной смоков­ницей. стать Буддой, то есть «про­светленным», он согвал шестнадцать свои?; ближайших сподвижников и примолвил: «Дети мои, уходя, об одном прошу вас. Даже достигнув просветления, не покидайте этот мир. Будьте рядом с людьми и по­могайте им избавиться от страданий и невежества». Ученики обещали. И превратились в архатов — мило­сердных земных полубогов. Позже к «лику святых» буддийского пан- теонЗ были причислены еще две ле­гендарные личности. В таком соста­ве и запечатлела архатов буддий­ская традиция.

дийские святые?» — удивитесь вы. Сейчас узнаете. Мы познакомим вас с «Восемнадцатью приемами буддийских архатов» — комплексом упражнений, которые можно было бы назвать подлинной энциклопе­дией шаолиньской школы ушу. Он дает представление о наибоее ти­пичных приемах Северного Шаоли- ня, о его колорите и близости к народной традиции.

Существует множество вариан­тов «Восемнадцати приемов». Очень часто они весьма разнятся между собой, но поклонники каждого из многочисленных вариантов настаи­вают, что именно их излюбленный комплекс своими корнями восходит к тем восемнадцати движениям, что были разработаны в свое время шао- линьским настоятелем Бодхидхар­мой. Публикуемый нами комплекс взят из книги известного китайского мастера ушу Цай Лунъюня, учите­лем которого, как утверждают, были монахи Шаолиня.

Долгое время школа развивалась в стенах монастырей, под непосред­ственным влиянием буддизма, его философии, этики и атрибутики и особенностей монастырского быта. Обо всем этом напоминают тради­ционные названия движений. Глав­ное действующее лицо упражне­ний — буддийский монах, а в назва­нии комплекса присутствуют сами архаты. Многие позы и движения были подсмотрены в гуще народной жизни или же заимствованы из ки­тайских мифов и легенд. В одних случаях это копирование, в дру­гих — лишь символы, условные ана­логии. Но так или иначе, изобре­тенные однажды, эти движения уверенно кочуют из комплекса в комплекс, из столетия в столетие.

Предлагаемый вашему внима­нию комплекс Цай Лунъюня состоит из 28, а не 18 движений. Несколько элементов было добавлено с целью сделать более плавными и логичны­ми переходы от одного приема к другому. Вы также увидите, что отдельные приемы повторяются по два раза. В комплекс включены все восемнадцать основных движе­ний: 6 ударов кулаком, 1 удар лок­тем, 2 удара ребром ладони, 4 уда­ра ногой и 5 захватов. Обращает на себя внимание оборонительный ха­рактер приемов: нападает вообра­жаемый противник, большинство движений начинаются защитой и оканчиваются контратакой. 1. Исходное положение

Встать лицом на юг у западного края площадки, вытянутой с запада на восток. Ноги вместе, руки вытя­нуты вдоль туловища, пальцы при­жаты к бедрам, спина прямая, плечи расправлены. Смотреть вперед пря­мо перед собой .

Примечание. Состояние спокойное, дыхание ровное, глубо­кое, мысли сосредоточены только на выполнении комплекса.

2.   Ноги вместе, кулаки к поясу

Сжать руки в кулаки, поднять их и прижать к поясу. Повернуть голову влево, смотреть прямо перед собой .

Примечание. Движения рук и поворот головы выполняются быстро и синхронно. При этом корпус слегка подается вперед, центр тяжести переносится на носки ног. Предплечья плотно прижаты к туловищу. Все тело готово к началу выполнения упражнения.

3.   Орел впивается в горло

Развернуть корпус на полобо­рота влево, ноги полусогнуть в коле­нях, правая остается на месте, левой сделать широкий шаг на восток. Ле­вый кулак разжать в ладонь и опи­сать круг против часовой стрелки перед собой от пояса к правому пле­чу, затем одновременно с разворо­том корпуса от плеча вперед, рука остается полусогнутой в локте, ла­донь направлена вперед, пальцы вверх, большой палец отставлен, смотреть на кисть левой руки .

Не прекращая движения, хва­тающим жестом сжать левую руку в кулак, развернуть его ребром ладо­ни к себе и резко отвести к поясу. Одновременно развернуть корпус к востоку, а носок правой ноги - вовнутрь, выпрямить правую ногу и полусогнуть в колене

неся на нее центр тяжести (стойка «гунбу»). В это же время разжать правый кулак в ладонь и выпрямить правую руку от пояса вперед, ребро ладони направлено вперед, паль­цы — вверх. Смотреть на кисть пра­вой руки .

Примечание. Отведение ле­вой руки, выпрямление правой и принятие стойки «гунбу» произво­дятся одновременно. При выпрям­лении правой руки плечи опущены, корпус слегка наклонен вперед, пальцы на уровне бровей.

4. Стойка «сюйбу» и толчок ла­донью

Перенести центр тяжести на пра­вую ногу и полусогнуть ее в колене, оттянуть левую ногу немного назад, носок оттянут и касается земли (стойка «сюйбу»). Одновременно опустить правую руку вниз и от­вести ее назад к поясу, ладонь на­правлена вперед, пальцы — вниз. Левый кулак разжать в ладонь и выпрямить левую руку толчком вперед, ребро ладони направлено вперед, пальцы ч— вверх. Вслед за отведением правой руки подать кор­пус назад и слегка развернуть впра­во, смотреть на левую ладонь.

Примечание. Вес тела пере­нести на правую ногу, левая пол­ностью разгружена. Спина при этом остается прямой. 5. Человек, закидывающий за плечо котомку

Левой ногой сделать шаг вперед. Левой рукой описать круг против часовой стрелки через низ к правому плечу, большой палец отставлен, рука полусогнута в локте. Вслед за шагом рука от плеча продолжает движение вперед по дуге. Одновре­менно с этим правую ладонь сжать в кулак, выпрямить правую руку и отвести ее за спину вниз. Смотреть на кисть левой руки .

Не прекращая движения, хва­тающим жестом сжать левую ла­донь в кулак, развернуть его реб­ром ладони к себе и резко отвести к поясу. Одновременно правой но­гой сделать шаг вперед, вслед за ша­гом корпус разворачивается к се­веру, ноги полусогнуть в коленях (стойка «мабу»). Следуя за корпу­сом, правая рука из-за спины уходит через низ вперед. Затем полусогнуть ее в локте, кулак расположить перед лицом на уровне бровей, ребро ладони направлено влево. Одно­временно повернуть голову вправо, смотреть прямо перед собой .

Примечание. Отведение кулака к поясу, широкий шаг правой ногой и выведение правой руки производятся одновременно. При­няв стойку «мабу», правое плечо слегка подать вперед, а левое — назад. Плечи опущены, спина пря­мая.

6. Лучник натягивает тетиву

Развернуть носок правой ноги и корпус на 180 градусов, правую руку вслед за движением корпуса отвести вправо — назад и вверх, рука полусогнута в локте, ребро ла­дони направлено вверх. Одновре­менно левой ногой сделать широкий шаг на восток, принять стойку «мабу». По окончании разворота корпуса выпрямить левую руку от пояса влево. Смотреть на левый ку­лак .

Примечание. Правый ло­коть развернут назад, кулак над правым плечом, а не над головой. Левый кулак не выше плеча, плечи слегка отведены назад.

7. Пушечный выстрел из-под крыши

Развернуть носок левой моги и пятку правой, а вслед за этим и корпус влево, на восток, принять стойку «гунбу». Одновременно с поворотом корпуса левый кулак раз­жать в ладонь, поставить блок ле­вой рукой передо лбом, рука полу­согнута в локте, ладонь направлена вперед, пальцы — вправо. Опустить правую руку к поясу и с разворотом кулака резко выпрямить вперед. Смотреть вперед .

Примечание. В момент по­становки блока корпус остается развернутым строго на восток. В блоке ладонь расположить над и впереди головы, а не над правым или левым плечом. Проводя правую руку возле пояса, необходимо раз­вернуть кулак ребром ладони к себе и только после этого выпрямлять руку, 8. Лапа опускающегося дракона

Левой ладонью ударить сверху вниз по запястью правой руки и схватить его, ребро ладони направ­лено вперед. Немного выпрямить левую ногу и развернуть корпус вправо. Не меняя положения кистей рук, отвести правый кулак вместе с левой рукой вправо возле туловища вниз. Смотреть на левую ладонь .

Не прекращая движения, правой ногой сделать шаг вперед, принять стойку «гунбу». Одновременно развернуть корпус влево, вслед за этим поднять и вывести вперед пра­вый локоть на высоте чуть выше плеча и дальше по дуге придавли­вающим движением немного вниз. Смотреть на правый локоть (рис. 54, б).

Примечание. Шаг правой ногой, разворот корпуса и выведеиие локтя производятся одновременно. Во время опускания локтя вниз кор­пус необходимо слегка подать вперед.

9. Монах ударяет в колокол

Выпрямить спину, перенести центр тяжести на левую ногу и вы­прямить ее, правой ногой оттолк­нуться от земли и поднять ее перед собой, полусогнув в колене .

Подпрыгнуть на левой ноге, в прыжке развернуть корпус на 180 градусов, приземлиться на пра­вую ногу на прежнее место левой ступни.

Приземлившись на правую ногу, опустить на землю левую, принять стойку «мабу». Одновременно раз­жать левую руку, отпустив правый кулак, завести левую руку под пра­вый локоть и оттуда вывести перед собой по дуге так, чтобы ладонь была направлена вверх. Правую руку поднять вверх из-под левой, прове­сти передо лбом, выпрямить и уда­рить ею по левой ладони. Смотреть на правый кулак .

Примечание. Разворот кор­пуса следует выполнять по диаго­нали. Удар распрямленной рукой по ладони необходимо завершить до окончательного принятия стойки «мабу», а не после. Левую ладонь расположить под правым локтем, левое предплечье прижать к тулови­щу, локоть направлен вниз. Правый кулак на уровне лба.

10.  Вдевание нитки в иголку

Полусогнуть правую руку в лок­те и отвести ее над левой ладонью к поясу, ребро ладони направлено к себе. Одновременно выпрямить левую руку из-под правой, ладонь направлена вперед, большой палец отставлен. При этом слегка припод­няться на ногах, корпус развернуть немного вправо. Смотреть на левую ладонь .

Не прекращая движения, выпря­мить от пояса правую руку. Одно­временно согнуть левую руку в лок­те и Отвести к правому плечу, боль­шой палец по-прежнему отставлен, ладонь направлена вправо. Вернуть корпус в прежнее положение, при­нять стойку «мабу». Смотреть на правый кулак (рис. 56, б).

Примечание. Отведение правого кулака и выведение левой ладони, равно как и выпрямление правой руки и отведение левой, производятся не по очереди, а син­хронно. Ладонь выводится на уров­не лба, кулак — на уровне плеча.

11.  Укладывание стропил

Полусогнуть правую руку в лок­те, кулак отвести к поясу, ребро ладони прижато к поясу. Левую ла­донь сжать в кулак, поставить блок левой рукой — круговое движение против часовой стрелки от правого плеча перед лицом влево, ось вра­щения — локоть. Одновременно развернуть носок левой ноги и кор­пус влево, принять стойку «гунбу». Смотреть на левый кулак .

Не прекращая движения, правой ногой сделать шаг вперед, принять стойку «гунбу». Одновременно согнуть левую руку в локте и при­жать кулак к поясу. Выпрямить пра­вую руку вперед. Смотреть перед правым кулаком .

Примечание. При поста­новке блока запястье левой руки должно находиться на уровне лба.

12.   Укладывание стропил

Слегка распрямить правую ногу, правой рукой описать круг по часо­вой стрелке вниз, вдоль живота, перед лицом и направо, ось враще­ния — локоть. Смотреть на правый кулак .

Не прекращая движения, левой ногой сделать шаг вперед, принять стойку «гунбу». Одновременно согнуть правую руку в локте и от­вести к поясу. Выпрямить от пояса левую руку вперед. Смотреть на левый кулак .

13.  Золотая подсечка

Слегка распрямить левую ногу, правый кулак разжать в ладонь, выпрямить правую руку вниз и от­вести ее назад, вновь согнуть в локте и поднять вверх, провести по дуге над головой. Одновременно с этим развернуть корпус влево, ле­вый кулак разжать в ладонь, согнуть левую руку в локте и поднять ее к груди, расположив перед правой рукой так, чтобы ладони оказались перекрещенными, пальцы направ­лены вверх. Одновременно со скре­щиванием ладоней развернуть левый носок на 45 градусов влево и поднять за спиной правую ногу, согнув ее в колене, носок направлен вниз .

Не прекращая движения, син­хронно опустить обе руки вниз, а затем развести по дуге в стороны, пальцы левой руки направлены вверх, ладонь — вперед, рука

слегка согнута в локте. Правая кисть принимает положение «клюв журавля» (пять пальцев собраны в щепоть), «клюв» направлен вниз, рука прямая; одновременно выполнить подсечку носком правой ноги по дуге — из-за спины круго­вым движением немного в сторону, затем вперед и влево вверх. Пронося стопу перед собой, слегка чиркнуть ею по земле. Ногу поднять так, чтобы пятка была на уровне пояса, смотреть прямо перед собой .

Примечание. При выполне­нии подсечки правую стопу необ­ходимо развернуть вовнутрь, ее внешняя сторона направлена впе­ред, мышцы стопы напрячь. И. Наматывание шелковой нитки

Согнуть правую ногу в колене и поднять ее перед собой, разжать «клюв журавля» в ладонь, опустить правую руку вниз, возле живота согнуть в локте, отвести влево и по дуге вверх так, чтобы, находясь перед грудью, ладонь была направ­лена влево, а пальцы вверх, большой палец отставлен. Одновременно по­лусогнуть левую руку в локте и от­вести ее верх и вправо от лица, за­тем по дуге вниз, большой палец отставлен. Перед грудью схватить левой рукой запястье правой. Смот­реть на правую ладонь .

Не прекращая движения, правой и левой руками описать круг по часо­вой стрелке, развернув при этом пра­вую руку ладонью вверх, а ребром ладони к себе. После этого сжать правую руку в кулак и отвести его вместе с левой рукой к поясу. Од­новременно с движением рук раз­вернуть корпус вправо и с силой топнуть правой ногой о землю возле левой, а левую в этот момент отор­вать от земли и поднять за спиной немного вправо, согнув ногу в коле­не. Смотреть на правый кулак .

Не прекращая движения, левой ногой сделать шаг влево, принять стойку «мабу». Одновременно разжать левую руку, отвести правый кулак еще дальше назад, к поясу, левую руку сжать в кулак и выпря­мить от пояса влево. Смотреть на левый кулак .

Примечание. Опускание правой ноги и отведение правой руки к поясу производятся одновременно. То же касается шага левой ногой и выпрямления левой руки.

15.  Сметающая подсечка Развернуть носок левой ноги в

сторону, присесть на левую ногу, а правую выпрямить. Одновременно разжать кулаки и опереться обеими ладонями о землю, нагнувшись к земле вниз вправо. Смотреть на пра­вую стопу .

Не прекращая движения, прямой правой ногой выполнить заднюю подсечку круговым движением по земле. Взглядом следить за правой стопой (рис. 61, б).

Примечание. При выпол­нении подсечки пятка правой стопы должна быть приподнята, ось вра­щения — левый носок. Движение должно быть резким, энергичным, мышцы правой стопы напряжены. В момент начала вращения руки отрываются от земли. Глаза, туло­вище, руки как бы сопровождают движение правой ноги.

16.   Удар молотом из-за плеча

Перенести центр тяжести на

правую ногу, развернуть правую пятку вовнутрь, принять стойку «гунбу». Одновременно распрямить спину и развернуть корпус вправо. Правую ладонь сжать в кулак и вслед за поворотом корпуса отве­сти мимо правого колена назад. Левую ладонь сжать в кулак и вслед за поворотом корпуса вынести вперед, выпрямив ее перед со­бой. Смотреть на левый кулак .

Не прекращая движения, левой рукой описать круг вверх и назад. Правая рука вслед за ней описывает круг — вниз и вперед. Одновре­менно с вращением рук развернуть корпус влево, смотреть на левый кулак .

Не прекращая движения, про­должать вращение рук. Одновре­менно развернуть левую пятку вовнутрь, а правую — в сторону. Окончательно распрямить спину и развернуть корпус влево. Принять левостороннюю стойку «гунбу». Правый кулак резко опустить пе­ред собой сверху вниз. Смотреть на правый кулак .

Примечание. Круги необ­ходимо выполнять быстро. Во время удара правой рукой левый кулак от­вести к поясу.

17. Человек, ударяющий по мячу

Отвести правую руку к поясу, одновременно левую выпрямить от пояса вперед. В этот момент левая нога остается на месте, правую согнуть в колене, поднести к левой и выполнить пружинящий удар впе­ред, носок оттянут, смотреть прямо перед собой .

Примечание. Носок необ­ходимо оттянуть еще за спиной, а не во время удара. Удар ногой, выпрямление левой руки и отведе­ние правой производятся одновре­менно. Левая нога слегка согнута в колене.

18.  Неразлучная парочка

Опустить правую ногу перед со­бой, перенести на нее центр тяже­сти. Разжать левый кулак в ладонь, ладонь направлена вниз. Одновре­менно разжать правый кулак в ла­донь, выпрямить правую руку от пояса вниз и по дуге вперед. Перед лицом ударить тыльной стороной правой ладони по левой ладони, под­нять обе ладони над головой, обе руки немного согнуть в локтях. Во время движения рук поднять левую ногу перед собой. Смотреть вперед (рис. 64, а).

В этот момент оттолкнуться пра­вой ногой от земли и подпрыгнуть. Находясь в воздухе, оттянуть пра­вый носок и выполнить пружинящий удар, правая ладонь идет навстречу ноге и ударяет по подъему стопы. Левую руку отвести в сторону. Смот­реть на правую ногу .

Приземлиться на левую ногу .

Примечание. Хлопок ладо­нями и поднятие левой ноги произ­водятся одновременно — это помо­гает подпрыгнуть выше.

19.  Человек, колющий дрова

Не прекращая движения, правой ногой сделать шаг назад. Развер­нуть левую пятку в сторону, а кор­пус — вправо, на северо-восток. Принять стойку «гунбу». Одновре­менно с шагом и поворотом корпу­са правой рукой описать круг вниз, мимо правой ноги и назад. Левую руку выпрямить вверх. Приняв стой

ку «гунбу», правую руку, продол­жающую движение, поднять по дуге вверх и расположить над и немного впереди головы, рука полусогнута в локте, ладонь направлена впе­ред, пальцы — влево. Левую руку полусогнуть в локте и опустить ее перед лицом сверху вниз режущим движением и расположить возле правого колена, ладонь направлена вниз. Повернуть голову влево, смот­реть на северо-запад (рис. 65, вид спереди и сзади).

Примечание. Шаг ногой, разворот корпуса, движения руками вверх и вниз производятся согласо­ванно, одно за другим и завершают­ся вместе.

20. Монах связывает тигра

Опустить правую руку к левому плечу и охватить себя за плечо, локоть опущен вниз. Одновременно сжать левую ладонь в кулак и опи­сать левой рукой круг по часовой стрелке вниз и влево, руку слегка согнуть в локте. Немного выпря­мить правую ногу, вслед за этим развернуть корпус влево, смотреть на левый кулак (рис. 66, а).

Не прекращая движения, левой рукой продолжать круг назад и вверх, туловище, следуя за движе­нием левой руки, еще больше вы­прямляется. Одновременно с этим выпрямить обе ноги, правой ногой сделать шаг влево за спиной так, чтобы ноги оказались скрещенными. Правая рука остается на левом пле­че, глаза следят за движениями левого кулака .

Не прекращая движения, левой ногой сделать шаг в сторону, ноги полусогнуть в коленях, развер­нуть корпус к северу, центр тяжести главным образом на правой ноге. Одновременно с разворотом корпу­са развернуть левый кулак ребром ладони вправо, придавливающим движением опустить левый локоть вниз, локоть направлен вниз, кулак на уровне бровей, смотреть вперед (рис. 66, в).

Примечание. Опускание локтя и сгибание ног следует рас­сматривать как единое движение. В этом случае прием приобретает дополнительную энергию. Корпус слегка подать вперед.

21.  Лунник натягивает тетиву

Продолжая предыдущее движе­ние, согнуть левую руку в локте и отвести кулак к правому плечу, реб­ро ладони прижать к плечу. Развер­нуть правую пятку в сторону, при­нять левостороннюю стойку «гунбу», корпус развернуть влево, на запад. Одновременно с отведением кулака и разворотом корпуса сжать правую ладонь в кулак, вывести правую руку из-под левой вперед и поднять вверх, поставив блок, рука полу­согнута в локте .

Не прекращая движения, развер­нуть пятку правой ноги вовнутрь и корпус вправо, принять стойку «мабу». Одновременно располо­жить правую руку над правым пле­чом, ребро ладони направлено вверх. Выпрямить левую руку от правого плеча влево. Смотреть на левый кулак .

22.   Упрямая птица «луань»

Развернуть носок левой и пятку

правой ноги против часовой стрелки, а корпус влево, принять левосторон­нюю стойку «гунбу». Одновремен­но разжать левый кулак в ладонь, поднять левую руку вверх и поста­вить блок, расположив ее спереди над головой, ладонь направлена впе­ред, пальцы — вправо. Правую руку полностью согнуть в локте и вывести локоть вперед так, чтобы правый ку­лак оказался возле левой стороны груди. Смотреть вперед (рис. 68).

Примечание. Во время раз­ворота положение левой руки отно­сительно корпуса не меняется.

21.   Монах ударяет в колокол

Выпрямить левую ногу, правую

ногу приставить к левой. Одновре­менно опустить левую руку вниз, прикрыв снизу ладонью правый локоть, пальцы по-прежнему на­правлены вправо, ладонь — вниз. Выпрямить правую руку по дуге вверх, ось вращения — локоть, за­тем опустить распрямленную руку вниз и ударить ею по ладони левой руки, которую к этому моменту раз­вернуть ладонью вверх и располо­жить под правым локтем. Смотреть на правый кулак.

Примечание. Правый кулак на уровне лба. Ноги вместе, спина прямая, корпус слегка подать впе­ред.

22.   Вдевание нитки в иголку

Корпус подать слегка назад, вы­прямить из-под правой левую руку, большой палец отставлен, рука раз­вернута ладонью вперед. Одновре­менно согнуть правую руку в локте и отвести назад к поясу. Вместе с этим согнуть правую ногу в колене и поднять ее перед собой. Смотреть на левую ладонь.

Не прекращая движения, опу­стить правую ногу на землю впере­ди себя, развернуть корпус влево, на юг, принять стойку «мабу». Од­новременно прижать большой палец левой руки к ладони, согнуть левую руку в локте, отвести ее над головой влево и расположить над левым пле­чом, пальцы направлены вправо, ла­донь — вперед; правую руку вы­прямить вправо с разворотом кула­ка. Смотреть на правый кулак .

Примечание. Отведение ле­вой руки и выпрямление произво­дится одновременно, чтобы придать больше энергии правой руке. 25. Монах распахивает ворота

Выпрямить обе ноги, согнуть левую в колене и поднять ее перед собой, носок оттянут. Одновременно разжать правый кулак в ладонь, поднять прямую руку вверх и обеи­ми руками с раскрытыми ладонями описать дуги сверху вниз за спину. Ладони рук направлены друг к другу .

Не прекращая движения, согнуть обе руки в локте вдоль туловища, вперед и по дуге вверх к ушам, пальцы направлены назад. Корпус слегка подать назад .

Не прекращая движения, выве­сти руки из-за головы вниз и распо­ложить возле плеч. Выпрямить спину, левую ногу опустить на зем­лю впереди себя, принять стойку «гунбу». Одновременно с приня­тием стойки толчком выпрямить обе руки вперед, ребра ладоней направлены вперед, пальцы — вверх (рис. 71, в).

Примечание. Отведя руки за спину, следует расположить их под углом 45 градусов к туловищу. Во время толчка руками пальцы должны быть на уровне бровей, расстояние между ладонями равно ширине плеч.

26. Стойка «сюйбу» и заиота ладо­нями

Развести руки в стороны так, чтобы ладони были направлены вверх, опустить прямые руки вниз и по дуге отвести назад. Одновре­менно перенести центр тяжести на левую ногу, оторвать правую от зем­ли и поднять ее за спиной, зацепив правым носком за голень левой ноги.

Не прекращая движения, опу­стить правую ногу на землю вправо, развернуть правый носок на юго- восток, а вслед за этим и корпус вле­во на 45 градусов, принять стойку «сюйбу». Одновременно руками опи­сать круги из-за спины вверх, над головой и вперед, расположить ла­дони перед собой, руки слегка согну­ты в локтях. Правая ладонь возле левого локтя, пальцы направлены вверх, ребра ладоней — вперед. Смотреть перед собой .

Примечание. Левую ладонь следует расположить на высоте бро­вей, правую — на уровне подбо­родка. Плечи опущены, локти на­правлены вниз.

27.  Ноги вместе, кулаки у пояса Поднести левую ногу к правой,

выпрямить обе ноги, развернуть корпус к югу. Одновременно сжать обе ладони в кулаки, согнуть руки в локтях и поднять кулаки к поясу. Смотреть влево .

28.   Возвращение в исходное поло­жение

Разжать кулаки в ладони, опу­стить руки вдоль туловища, голову повернуть вправо, смотреть вперед..