Горы, волны и молнии

Трудно ли овладеть гимнастикой ушу?




 Трудно ли овладеть гимнастикой ушу? Сказать «нет» было бы. навер­ное, не совсем честно. Ведь одних только фундаментальных принци­пов в традиционных «воинских искусствах» насчитывается по край­ней мере двадцать четыре. Однако это должно не разочаровывать, а, напротив — сосредоточить, пред­ложить запастись терпением и вни­манием.

С давних пор в ушу сложились «четыре способа», «двенадцать прин­ципов» и «восемь требований». Под «четырьмя способами» подразуме­ваются способы поражения реаль­ного или воображаемого против­ника, а именно удары руками, но­гами, броски и захваты. Причем каждый из них таит в себе великое множество конкретных проявлений. Так, удары ногами могут наноситься на любой высоте, стоя, в прыжке, снизу, прямо, сбоку, махом назад и с разворота. Они выполняются внешней стороной стопы, пяткой, коленом, оттянутым носком и т. д. Кроме того, существует целая систе­ма способов ущемления, удержания, воздействия на болевые точки.

Согласно двенадцати принципам

Движения гимнастики должны бать, тверды­ми, как гора, тяжелыми как чугун, легкими, как осенней меток, быст­рыми, как порыв ветра, и медлен­ными, как парящий полет орла. Под­ниматься нужно подобно обезьяне, а опускаться, уподобляясь сороке; на одной ноге держаться уверенно, как петух, а на двух — устойчиво, словно низкая раскидистая сосна, глубко пустившая свои могучие кор­ни и потому способная противо­стоять любым ураганам.Особый ннтерес представляют так называемые восемь требований: кулаки должны быть стремительны­ми, как метеоры; глаза — быстрыми, как молнии; поясница — гибкой, как змея; стойка — прочной, словно ноги вросли в землю; энергия — бить ключом; дыхание — глубоким; сила — направленной, а мастерст­во — совершенным. Эти многозна­чительные требования явно заслу­живают того, чтобы остановиться на них подробнее.

Чтобы правильность выполнения упражнения, а значит и его эффек­тивность, в любом смысле была стопроцентной, необходима четкая координация движений рук, ног, корпуса, глаз и соответствие им дыхания, психологического состоя­ния, распределения силы и качест­ва исполнения. «Кулаки стремитель­ны, как метеоры»,— для этого руки должны быть опущены и расправ­лены, локти и запястья расслаблены. «Глаза быстры, как малина»,— взгляд не блуждает, а неотступно следует за точкой при­ложения силы; говорят, что глаза — окна души, поэтому в них должен прочитываться внутренний смысл совершаемых движений. «Поясница гибка, как змея»,— эта часть тела служит главным диспетчером всех движений; эластичность и сила мышц поясницы — залог подвиж­ности и ловкости при разворотах, наклонах и уходах в сторону. «Стой­ка прочна, словно ноги вросли в зем­лю»,— стопа ставится уверенно, корпус располагается по возмож­ности низко, пятка не приподни­мается. Однако низкие стойки не должны препятствовать развитию скорости. От быстроты ног зависит темп и сила работы рук.

«Энергия бьет ключом»... Нельзя заниматься ушу, думая, скажем, об обеде. В таких занятиях мало толка. Комплексы, связки и отдель­ные движения по-настоящему уда­ются лишь тогда, когда они сопро­вождаются особым состоянием ду­ха, характерным только для них настроением. Действие должно быть не механическим повторением за­ученного, хотя именно к автома­тизму приемов следует стремиться; действие нужно предвосхитить и на­полнить мыслью. Присутствовать в том, что ты делаешь,— это и есть один из важнейших шагов на пути к гармонии не только в ушу, но и в жизни вообще. Ведь среди главных помех человеческому счастью — противоречие с самим собой.

«Дыхание глубокое»... Интенсив­ность упражнений ушу, естественно, вызывает повышенное потребление кислорода, и правильность дыха­ния здесь просто необходима. При вдохе диафрагма должна опускать­ся вниз, в результате чего проис­ходит как бы выталкивание перед­ней стенки живота. Выдох, напро­тив, влечет за собой втягивание жи­вота. Ни в ком случае не задержи­вайте дыхание во время движения! Чтобы привести дыхание в соответ­ствие с конкретным техническим элементом, применяются особые упражнения. В ушу различаются че­тыре их вида: акцентированный вдох, мощный полный выдох, резкий частичный выдох и задержка на вдо­хе. Первый помогает выполнить более высокий прыжок. Второй ис­пользуется при переходе в низкие стойки для самостабилизации. Рез­кий выдох приходится на взрывные приемы и выпады, а при помощи задержки на вдохе обычно дости­гается фиксация равновесия на одной ноге. Но при этом нельзя забывать о главном: дыхание долж­но быть естественным и глубоким.

«Сила направленна»... Сила в ушу исходит от тазового пояса и через поясницу передается рукам. Возможности рук как таковых до­вольно ограничены. Только включая в работу корпус, можно достичь желаемой силы. Она импульсом про­ходит плечо, локоть и наконец до­стигает кисти. Руку в данном слу­чае можно сравнить с трехзвенным цепом, где предплечье играет роль рукояти, локоть выполняет функцию центрального передаточного звена, а кисть является рабочей деталью це­па — его утяжеленным окончанием.
«Мастерство совершенно»... Это требование относится к качеству выполнения приемов, то есть к обеспечению их необходимой четкостью, силой, темпом, ритмом, гибкостью и терпением.